Откуда: Москва Когда: 09/2011

По маршруту: Хмелита, Беларусь (Минск, Молодечно, Сморгонь, Линия Сталина), Литва (Вильнюс, Музей Пушкина в Маркучай, Каунас, Тракай), Москва

Поездки на 3-5 дней на «золотую осень» являются для нас традиционными. Обычно в конце сентября – начале октября мы направляемся куда-нибудь в южные регионы России, однако в эту осень после получения летом Шенгенской мультивизы на 2 года, мы приняли решение совершить короткую пятидневную поездку в Литву-Беларусь. Примерно за месяц до поездки через www.booking.com мы забронировали комнату в небольшом семейном отеле в центре Каунаса и в среду 28 сентября двинулись в путь.
В первый день (среда 28.09.) нами было запланировано посещение Хмелиты с музеями Грибоедова и Нахимова. Хмелиту мы уже посещали лет 10 назад и были рады увидеть положительные изменения, произошедшие в музее за эти годы. В настоящий момент полностью воссозданы исторические интерьеры дворца, в котором провел детские и юношеские годы Грибоедов, ведутся работы в парке, рядом открыт музей адмирала П.С.Нахимова (родился неподалеку). В музее мы присоединились к экскурсии, в бальном зале даже прослушали небольшой концерт.
После посещения Хмелиты мы двинулись дальше на запад. По дороге остановились в Ярцево и поели в кафе «Бавария» возле трассы. Оказалось вкусно и недорого (на четверых около 1200 руб.). Вечером мы сделали небольшую остановку в Торговом комплексе «Экспобел» в Минске и посетили там гипермаркет BIGGZ, один из немногих гиперов в Минске, да и вообще в Беларуси. Ночевать мы предполагали в Молодечно, однако в гостинице не оказалось свободных номеров из-за проводившегося в городе праздника «Дажинки». Пришлось ехать в Сморгонь, ещё ближе к границе. В Сморгони проблем с местами не было. За двухкомнатный номер после ремонта с удобствами, холодильником, телевизором, чайником, посудой и проч. заплатили около 200 тысяч белорусских рублей (около 900 российских). Сразу же забронировали этот номер на обратный путь.
Утром мы выехали в сторону пограничного перехода Каменный Лог – Медининкай. Про переход рассказываю подробно сразу и в Литву и из Литвы. Итак, подъезжаем в 10-00 и становимся в очередь из примерно 40 машин. Очередь общая. Запускают примерно по 10-15 машин раз в полчаса. Через 2 часа ожидания попадаем на территорию перехода. В отношении нас процедура прошла очень быстро, однако, пока не оформят всех, никого дальше не выпускают. У нас один не заполнил декларацию и пришлось долго ждать, пока он все сделает как надо. Далее въезжаем на нейтральную территорию. Хорошо, что не пошли в Duty Free, пропустили бы ещё полно машин перед собой. Около часа стояли на нейтральной полосе, пока нас не запустили литовцы. Здесь тоже очень плохая организация: машины выстраиваются строго в три колонны: красный и зеленый коридоры и Евросоюз. 90% стоят в зеленый коридор в длинную очередь. Остальные 10% быстро оформляются в двух других быстро покидают пост, однако попытки перестроиться пресекаются. Процедура заняла ещё час. Итого перешли границу за 4 часа.
Обратно переходили границу в субботу под вечер. Т.к. пришлось учитывать возможное четырехчасовое ожидание, сократили программу посещения Тракая. Подъехали к переходу в 18-00. Перед нами опять очередь из 30 с лишним машин. Литовцы тоже запускают машин по 10-15, однако тут мы проскочили с третьего захода и ждали лишь 1,5 часа. Опять три очереди и тут нам крупно повезло: оказывается чеки TAX FREE оформляют строго в Красном коридоре (имеется соответствующий знак), в котором было лишь пару машин. Оформление заняло минут десять, правда впервые на моей практике таможенница внимательно изучала каждую купленную вещь и сравнивала с квитанциями. Здесь же в банке можно получить деньги, однако только за товары купленные в Литве и если забирать в Евро, то выдают только банкнотами, а мелочь литами. Двоих-троих человек стоявших перед нами обслуживали около 30 минут и я оставил жену получать деньги, а сам поехал на нейтральную территорию. В целом за счет красного коридора мы обогнали около 15 машин. После более чем часового стояния на нейтральной территории нас наконец запустили внутрь белорусы и по зеленому коридору мы прошли белорусскую границу минут за 10. Тут выпускают сразу по мере оформления. Итого переход занял 3 часа. Очень странно, но все белорусы, стоявшие в очереди в Зеленом коридоре на литовской границе, на белорусской границе выстроились в очередь в Красный. Итог: по организации переход оказался наихудшим в нашей практике из-за плохой организации, причем как с литовской, так и с белорусской стороны.
Однако, возвращаемся к путешествию: через полчаса после перехода границы мы оказались в пригороде Вильнюса Маркучай, где нами было запланировано посещение Дома-музея Г.А. Пушкина, младшего сына поэта, который прожил здесь свою жизнь, здесь же похоронен и сохранил в музее очень много мемориальных вещей из Михайловского. Экскурсия 40 литов (около 500 руб), в этом случае плата за вход и фотографирование не берется. После экскурсии мы прогулялись по парку, посетили семейный некрополь. Припарковаться можно на обочине улицы бесплатно. Музей настоятельно рекомендуем к посещению. Жаль, что он находится в стороне от основных туристических маршрутов Вильнюса.
После Маркучая мы приехали в центр города и посетили замковую гору с башней Гедиминаса, откуда открывается живописный вид на исторический центр. Бесплатное место для парковки мы нашли в 5 мин ходьбы за рекой возле заброшенного спортивно-концертного комплекса советских времен, впрочем места были и у подножия горы, но там их немного. На гору можно подняться на маленьком фуникулере-лифте, т.е. нажал кнопку и он приехал как лифт, нажал в кабине и поднялся или спустился. На башню билеты оплачиваются отдельно. Стоит все удовольствие очень недорого, в пределах 200 руб. за всю семью.
Насладившись видами старого Вильнюса мы выехали в сторону Каунаса по скоростному шоссе, одному из немногих, построенных ещё в СССР. По дороге стоит около 10 радаров. Сохранился даже один пост местного ГАИ. В Каунасе нами была забронирована небольшая семейная гостиница за 59 Евро в сутки без завтрака. Номер представляет собой большую квартиру-студию на первом этаже жилого дома. К нашим услугам были веранда с красивым видом на город, кухня со всевозможной утварью, СВЧ, холодильник, фен, утюг, большая ванная комната и т.д. От отеля до центра города действительно идти ровно 5 минут. Парковка возле дома. Хозяева говорят по-русски. Просто идеальное соотношение цена-качество. Настоятельно рекомендую FAMILYHOTEL всем желающим остановиться в Каунасе.
Весь третий день (пятница 30.09.) мы провели в Каунасе. Неожиданно оказалось, что там можно сделать хороший шопинг. Женское большинство моей семьи сразу же использовало эту возможность. Покупки целесообразно делать на центральной улице Лайсвес алее и в торговом центре Акрополис недалеко от неё. Чеки TAXFREE оформляют на покупки от 200 лит (около 55 Евро). Естественно, что помимо покупок мы прошлись по улочкам старого города, посетили музей че ртей, поднялись на гору на фуникулере и на смотровую площадку собора, построенного в 30-е гг. Оттуда открывается потрясающий вид на весь город.
Ранним утром в субботу мы направились в Тракай. Парковки там только платные. Это и не удивительно: улочки старого городка узенькие, с односторонним движением. Местные жители активно пользуются этим и превратили в платные парковки свои дворы. Мы припарковались рядом с мостами к замку во дворе у одной тетушки. Утром наша машина была третьей, а вечером вокруг стояло уже машин 20, причем пока мы рассаживались, тетушка выскочила на улицу и практически сразу во двор въехал новый «клиент». Стоит 10 лит за весь день. Посещение замка около 30 лит за билеты и фото, обед в кафе рядом с мостами к замку обошелся 78 литов за семью (около 1000 руб.). В Тракае мы посетили т.н. замок на полуострове, затем около 2-х часов осматривали экспозиции основного замка на острове. Как я уже сказал ранее, программу пришлось сократить и музей караимов и дворец на другом берегу озера остались неосмотренными. Вечером был переход границы и ночевка в Сморгони.
Утром пятого дня в воскресенье мы посетили музейный комплекс «Линия Сталина». Стоимость на семью с парковкой 65тыс бел рублей (300 руб.) Восстановленные доты и зенитные пушки на позициях, которые запросто можно повертеть, вызвали огромный интерес даже у моих дочерей. К сожалению, столь мощные укрепления в Беларуси не смогли даже на короткое время задержать захватчиков в июне 41-го….
После Линии Сталина мы вновь остановились в Экспобеле, сделали покупки в гипермаркете и пообедали в пиццерии «Ладья» (на семью 170тыс с чаевыми (около 750 руб), все очень вкусно).
Выехав в 17-00 мск из Минска, в начале первого были в Москве.
Про дороги и бензин должен сказать особо. В Московской области обилие стационарных радаров и традиционно стоят с переносным между Баковкой и ст. Внуково. В Смоленской – обилие ДПС-ников с переносными, причем ночью они стоят строго в освещенных местах. Плату за дорогу в Беларуси подняли с 20 до 22 рублей. За транзит на границе ничего не взяли. Но самое интересное – это цены на бензин в Беларуси. Т.е. там они даже в рублях практически не поднялись (26-27 руб. как раньше), а если платить в белорусских рублях, то даже опустились (мы один раз заплатили в пересчете около 22-23 рублей за литр). Правда только в стороне от границ и основных дорог. Дураков там нет и при виде российских номеров ссылаясь на внутренние инструкции требуют оплату исключительно в рублях.