Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва, Вышний Волочок Когда: 03/2012

По маршруту: Удомля

Рейтинг отчета: 2

Автор:

Поначалу эта поездка задумывалась в следующем формате:
Пятница утро, вертолетный музей при Центре боевого применения в Торжке, потом к 12-00 на Калининскую атомную электростанцию. На КАЭС решительно воспротивились такому графику, мотивировав это сокращенным рабочим днем в пятницу, полуторачасовой проверкой (в общей сложности) на всех КПП, так что собственно на осмотр времени и не останется. Организационный механизм был ориентирован на КАЭС, так что от вертолетного музея отказались. Позже появилась возможность экскурсии к вертолетам в субботу, и мы обрадовались. Но еще позже жизнь ввела печальные коррективы: за три дня до поездки разбился вертолет Ка-52, приписанный к Центру боевого применения, и наше мероприятие в Торжке пришлось отменить.
Экскурсия на КАЭС была назначена на 9-00. Мы гнали от себя мысль, во сколько придется вставать и стартовать.
Некоторые особенности подготовки экскурсии на АЭС:
- экскурсия ТОЛЬКО в будни,
- обязательное наличие паспортов у ВСЕХ участников,
- официальное письмо (на бланке) на имя руководства АЭС,
- поименный перечень всех участников с ПОЛНЫМИ паспортными данными необходимо месяца за полтора послать на АЭС,
- перечень фотоаппаратуры необходимо тоже послать на АЭС,
- вход с мобильными телефонами запрещен.

Всеми предварительными переговорами и проведением самой экскурсии занималась сотрудник пресс-центра АЭС.

Если сказать, что КАЭС находится в 5 км от города Удомли Тверской области, а поворот к Удомле находится в Вышнем Волочке, то про дорогу уже больше ничего говорить не надо.
Пресс-центр, где размещается музей и проходит инструктаж, находится в здании бывшего ДК. Просторно, безлюдно, чисто. Экспозиция в музее обширна: макет АЭС,

фотографии всех этапов строительства АЭС, демонстрация загрузки ядерного топлива и работы графитовых стержней, интересный доходчивый рассказ о расположении действующих и перспективных АЭС на территории России и бывшего СССР.
Много интересных стендов, фотографий, макетов. На макете АЭС наглядно видно расположение всех блоков и служб. Фотографии рассказывают об истории возникновения буквально на пустом месте первых блоков. Сейчас станция состоит из четырех блоков, четвертый блок работает в тестовом режиме. Все энергоблоки имеют мощность по 1000 МВт. Третий блок начали строить в 1985 году, потом в стране началось то, что все называют по разному, и поэтому строительство шло почти 20 лет до 2004 года. АЭС снабжает электричеством восемь регионов страны.
После экскурсии по музею (она длится минут 40) инструктаж в зале совещаний. Суть инструктажа сводится к тому, что мобильники брать на территорию нельзя, вентили ниоткуда скручивать нельзя, в дверях надо пропускать работников станции, так как они на работе и торопятся, при передвижении по территории ходить колонной по одному в затылок друг другу. Потом все расписываемся в какой-то книге, дальше грузимся в машины и едем к станции. С трудом выискиваем места на полностью забитой парковке. Недолго ждем оформления пропусков, после чего нам выдают вот такие бейджики.

Система прохода через (турникетом это язык не поворачивается назвать) шлюзовую камеру такова: стоишь перед чертой (как на паспортном контроле в аэропортах) и смотришь на лампочку. Горит красная лампочка, значит, в шлюзе с зеркальными стеклами кто-то есть, одновременно с красной зажигается зеленая, тут уж не зевай и прислоняй пропуск к магнитному замку, зажигается зеленая лампочка, смело тяни дверь и заходи. За опять же зеркальным стеклом скрыт неведомый человек, ему на проверку паспорт и пропуск, потом это тебе высовывается обратно, и открывается дверь, ведущая на территорию. Здесь солдатик сверяет заявленные паспортные данные с паспортом и такая же процедура с фотоаппаратом. У меня получилось забавно. Номер на фотоаппарате был затерт почти что до неразличимости, писал его сильно наугад. Солдатик разобрать цифры не может, я говорю: он затерт сильно, солдатик добродушно: так и не писали бы его тогда.
Сначала общее знакомство с территорией. Показывают блоки, войсковую часть, трубы для подвода горячей воды. Толщина бетонных стен блока 1,1 м при проницаемости радиации на толщину 1,0 м.

Говорят, что блок выдерживает прямой таран самолета. На мой вопрос, выяснено это на макете или просто расчетами, ответить никто не может. Фотографировать можно все, кроме периметра. Далее любуемся искусственным озером с водой для охлаждения реакторов.

Вдали видны огромные градирни. Рассказывают, что в этом озере водится форель, что является неоспоримым признаком чистоты воды.
Затем экскурсия по корпусам. В раздевалке в обмен на нашу одежду выдают каски и беруши.
Посещаем машинные и турбинные залы нескольких блоков. Турбины огромны, десятки метров в длину, скорость вращения-до трех тысяч оборотов.

Много разных агрегатов, переплетение труб, постоянная вибрация, от которой дрожит пол, народу в залах/цехах мало. Удается посетить и диспетчерскую каждого блока. Дисплеи во всю стену, компьютеры, мигающие лампочки, табло, успокоительно говорящие о том, что температура и фон в норме.
Четвертый блок – самый новый, на момент нашего посещения проходит профилактический осмотр после определенной наработки часов. Турбиной можно полюбоваться в разобранном виде.

После АЭС выбираем место для полдника как раз на берегу озера, на другой стороне которого опять же просматриваются градирни.

После полдника едем в поселок Островно, находящийся в 20 км от Удомли. Там находится музей сельской школы. Место, удаленное от трасс, поэтому, уж если выбрались, надо посетить.
Поселок Островно находится на берегу одноименного озера, получившего свое название в честь трех островов, расположенных на нем. Место красивое даже зимой, тихо, спокойно.
К музею, расположенному метрах в ста от дороги ведет протоптанная дорожка. Машины оставляем прямо на дороге. Предварительно созвонились со смотрителем музея, местным энтузиастом, Алексеем Леонидовичем. Музей состоит из двух залов: один зал посвящен художникам, гостившим и работавших в Островно: Левитан, Богданов – Бельский (помните знаменитый «Устный счет»?), Моравов, Коровин.

Второй зал воссоздает класс земской школы. Среди экспонатов старинные парты, деревянная классная доска, счёты с костяшками, чернильницы, «волшебный фонарь».

Несмотря на холод в нетопленном доме, рассказ слушается с огромным интересом.
Ночевка запланирована в Академической даче имени Репина. Место это было организовано по инициативе Василия Кокорева, известного в России предпринимателя по части винных откупов, поставщика в Персию казенного железа и меди, а также создателя первого в России керосинового завода. Поначалу дачи задумывались как приют для неимущих студентов Императорской академии художеств. (К слову сказать, если Дачи начнут приходить в упадок такими темпами, то там только и останется размещать каких-нибудь неимущих.)
Дачи находятся в 12 километрах от Ленинградского шоссе по очень плохой дороге (поворот направо сразу после Вышнего Волочка).
О самом размещении впечатление двоякое. Очень красивое место, тихо, спокойно, большие двухэтажные помещения.

Вход есть как в верхний, так и в нижний этажи. В верхнем помещении находится скромная небольшая жилая комната, крутая лестница ведет в очень просторное нижнее помещение, которое задумано как мастерская художника. Очевидно, из этого назначения и проистекает захламленность и неуютность помещения. Есть холодильник, стол со стульями или скамейками, санузел и выход на улицу с противоположной от жилой комнаты стороны. Дежурная находится в другом корпусе. Это и хорошо, и плохо: плохо, потому что каждый раз надо идти к ней для решения каких-то вопросов; хорошо, потому что без пристального ограничивающего надзора.
Вечер проходит традиционно, но вместе с тем и многогранно: застолье, шашлыки, запускание горящих воздушных шаров.
Наутро завтрак и осмотр знаменитого восьмигранного павильона («восьмигранника»), сооруженного в 1885 году в честь посещения дачи великим князем Владимиром Александровичем.
Теперь наш путь лежит еще чуть дальше от Ленинградки к плотине на реке Мста. Плотина находится у озера Мстино, на истоке реки. Прогуливаемся, смотрим, выветриваем остаточные промилле.

После заправки на окраине В.Волочка доезжаем до тверской объездной. На ней уходим направо на Р90, чтобы выехать к последнему объекту нашей программы, заброшенному военному городку, расположенному неподалеку от Новорижского шоссе. Про охраняемость этого городка в интернете ходят самые разные версии. Скажу, как это было у нас. Подъехали к воротам. У ворот, на цепи, гавкающая, но не злая собака средних размеров. Охраны нет. Едем пятью машинами по городку. Охраны нет. Есть страйкболисты, но, как я понимаю, прав здесь находиться, у них не больше, чем у нас, поэтому все лояльно и спокойно. Оставляем машины у подстанции и идем осматривать город. В наличии имеются: два пятиэтажных дома, несколько двухэтажных домов, помещение гауптвахты, здание магазина, несколько служебных построек. Стараемся побывать почти везде, несмотря на огромные сугробы. Дорожки есть лишь те, которые протоптаны такими же как мы энтузиастами-фанатами. В квартирах газеты, разная мелкая утварь. В служебных помещениях плакаты наглядной агитации.


После длительной прогулки по городку собираемся у ворот, чуть живые от хождения, а главное, от голода. От голодной смерти нас спасает НаталиДж, присоединившаяся к нам перед осмотром городка.

В заключении хочется выразить благодарность всем, кто поддержал компанию в этой поездке и сумел свалить с работы в пятницу.

Фотографии бейджика и Gruppenfoto любезно предоставлены Yevgeny, за что ему отдельное спасибо.
Нельзя также не упомянуть очень добрым словом SAD, чьи рекомендации очень помогли при подготовке этой поездки.
НатальеДж спасибо за обильную поддержку наших изголодавшихся желудков в конце путешествия.
Более подробно фотографии можно посмотртеь здесь.
Музей КАЭС: http://photo.qip.ru/users/timmaik.fotoplenka/151144522/
КАЭС: http://photo.qip.ru/users/timmaik.fotoplenka/151144528/
Музей уездной школы: http://photo.qip.ru/users/timmaik.fotoplenka/151144521/
Репинские дачи: http://photo.qip.ru/users/timmaik.fotoplenka/151144535/
Плотина на реке Мста: http://photo.qip.ru/users/timmaik.fotoplenka/151144532/
Заброшенный военный городок: http://photo.qip.ru/users/timmaik.fotoplenka/151144537/

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru