Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 10/2016

По маршруту: Венёв, Куликово Поле, ст. Лев Толстой, Елец, Задонск

Рейтинг отчета: 4

Автор:

В ПОГОНЮ ЗА УХОДЯЩИМ ЛЕТОМ

День 1 (1 октября, суббота). Москва - Елец, 510 км: Венёв, 200 км - Куликово поле, 100 км - ст. Лев Толстой, 100 км - Елец, 110 км.

Для нашей компании (Андрей/Химик, Лена, KIA ceed SW, Вова, Света, KIA Rio), исколесившей весь Русский Север, обратное, т.е. юго-восточное, направление всегда было в диковинку. Тем, собственно, и привлекательно. А когда нарисовался благоприятный прогноз погоды на выходные, сборы в дорогу были недолгими. Поэтому примерно в восьмом часу утра экипажи встретились на МКАДе и взяли курс на юг.
Оказалось, однако, что не одни мы слышали по телевизору сладкоречивые обещания синоптиков. Движение на кольцевой, несмотря на ранний час, было очень плотным, а где-то в районе Симферопольского шоссе оно и вовсе прекратилось. Чтобы не тратить драгоценные светлые часы, свернули на М-2 и, доверяясь каждый своему навигатору (мы - "Гармину", Вова - "Навителу"), благополучно на этой дороге растерялись. Встреча произошла уже где-то на 100-м километре трассы М-4. С тех пор экипажи уже не расставались, хотя иной раз это было непросто.
Вскоре повернули на Венёв и где-то на подъезде к этому городу задержались на переезде. Пропускали новенький симпатичненький рельсовый автобус, или автомотрису РА-2; как оказалось, это был дизель Ожерелье - Узловая, единственный рейс в день. Движение пассажирского транспорта на бывшей Московско-Курско-Донбасской дороге, двухпутной, но не электрифицированной, сейчас очень слабенькое.
Но вот мы и в Венёве.На привокзальной площади нас приветливо встречает хлебом-солью местная красавица,
7vkcqt-f77.jpg
а без хлеба -директор завода своего имени Лихачёв Иван Алексеевич, уроженец Тульской области.
7vkcqo-uha.jpg
На красивой, чистой и заботливо вымощенной плиткой привокзальной площади туристы могут посмотреть макет-памятник паровозику Черепановых
7vkcqp-2hf.jpg
и настоящий паровоз серии Л ("Лебедянка", в честь конструктора Лебедянского) послевоенной постройки.
7vkcqr-m1u.jpg
Несомненный интерес представляют подлинные экспонаты: бронеавтомобиль БА-11 на рельсовом ходу и исторический товарный вагон "теплушка".
7vkcqq-40k.jpg
Можно ещё погулять в скверике вокруг бывшей водонапорной башни.
7vkcqs-qjp.jpg

Железнодорожный вокзал в Венёве не выглядит запущенным, но совершенно безлюден. (Два остальных вокзала, посещённых нами в этой поездке, оставили точно такое же впечатление). Это потому, что здесь проходят всего два поезда: Москва-Липецк и СПб-Волгоград. Да ещё три пары пригородных дизелей в сутки. Не густо.
Едем в центр города. Две главные городские площади называются совсем по-московски: площадь Ильича и Красная площадь. На площади Ильича, понятно, он и стоит во весь рост.
7vkev9-kbj.jpg
Машину лучше всего оставить у торгового центра, где по случаю субботнего дня весьма оживлённо, и пройтись по бульвару, в перспективе которого - колокольня Никольского собора, в известной мере символ города.
7vkcqt-v28.jpg
Венёв был оккупирован наступающими с юга фашистами, но очень быстро освобождён, поэтому 75-метровая колокольня счастливо уцелела. Хоть на ней и видны следы от пуль. А в мирное время, как говорят, не хватило средств ни на её разрушение, ни - после - на восстановление. Так и стоит она вне времени. Но нам кажется, что Венёв благодаря своему удачному географическому положению (по отличной трассе М-4 сюда вполне можно съездить на один день без напряга) поворачивается лицом к туристам, и московские миллионеры помогут с реставрацией туристических объектов, как 200 лет назад. И колокольня засияет первозданной белизной.
В городе можно обратить внимание на каменные палаты XVII - XVIII века,
7vkcqv-ij2.jpg
в которых ныне находится краеведческий музей, и храмовый комплекс Богоявления Господня и Казанской иконы Божьей матери (1766 - 1775).
7vkcqu-w70.jpg
Остальные архитектурные памятники Венёва, группирующиеся вокруг Красной площади, заслуживают внимания никуда не спешащих туристов. Но мы как раз спешили и покинули Венёв с чувством удовлетворения. Милый городок, создающий хорошее настроение.
Далее путь наш лежал на юг через Новомосковский буроугольный бассейн. По внешнему виду остающихся позади населённых пунктов сделать вывод о том, добывают ли сейчас здесь уголь, практически невозможно. Конечно, не добывают - зачем, если есть газ? А дороги здесь пристойные - узкие, конечно, но откровенных дыр и ям в асфальте не имеющие.
За Кимовском,  где был крупный угольный разрез, проезжаем Епифань. И не останавливаемся - а жаль. Собор на главной городской площади величественный. (Вообще-то Епифань имеет статус рабочего посёлка, но неудобно так обзывать историческое место, воспетое Андреем Платоновым).
Указатель "Себино" приглашает посетить родину и мемориальный музей святой блаженной Матроны Московской (М. Д. Никонова, 1881 - 1951). Вот, оказывается, из каких она краёв.
Дальше - пересекаем Дон (ещё совсем здесь узенький) и начинаем понимать, что где-то здесь была Куликовская битва.
7vkcyn-65d.jpg
А вот и указатель на мемориал (53.623503, 38.671730).
Вообще-то мы в этом путешествии не планировали посещение Куликова поля, думали вынести это на отдельные покатушки. Но раз уж мы здесь, пусть это будет нам бонус за утренние несуразности.
7vkcyn-oto.jpg
Подъехали мы к визит-центру и спешились. Заходим в визит-центр: пустынно, в огромном кафе почти никого нет. Есть сувенирный ларёк, а буклеты и схемы предлагаются бесплатно. Вот, например такая карта (с координатами).
7vkcyr-m6s.jpg
Перед нами два огромных сооружения из бетона. В одном выставочный зал и детский музей, во втором, только-только открывшемся, - основная музейная экспозиция. На крыше -смотровая площадка, на которую можно подняться по лестнице или пологой дорожке. С площадки открывается вид на Куликово поле.
7vkcyo-yxi.jpg
Здесь же находится стенд, указывающий на основные события битвы (засадный полк, разгром и бегство Мамаева войска и т.п.).
В музей единогласно было решено не заходить. Во-первых, из опасения опоздать в другой музей - на станции Лев Толстой, до которой оставалось ещё добрая сотня километров. Во-вторых - интересующимся историей ведомо, что артефактов, достоверно подтверждающих локализацию сражения на этом месте, не было обнаружено, равно как и не были найдены места захоронения погибших. Отсюда и следуют новые гипотезы о месте сражения и числе его участников. Но, вообще говоря, для обыкновенного человека, далёкого от серьёзной исторической науки, это всё не имеет никакого значения. У каждого из нас существует своя мысленная реконструкция Мамаева побоища, а вид с площадки даёт ей конкретную географическую привязку. Пусть даже в 14 веке поле выглядело совершенно не так (на сайте музея упоминается, что мы наблюдаем агроландшафт ХIX века). Важно само прикосновение к русской истории, к одной из самых славных её страниц.
Итак, оглянемся назад, на въездную аллею и визит-центр,
7vkcyp-wzb.jpg
и возвратимся к своим машинам.
Описав у с. Кресты крутую петлю, дорога устремляется к городу Данков. Мы уже в Липецкой области. Данков, находящийся на Дону, рассекаем без остановки. Хотя выйти на минутку у внушительного голубого храма (Тихвинский собор, вторая половина XIX века), который дорога обтекает с обеих сторон, наверное, можно было бы. Всегда-то мы торопимся.
От Данкова недалеко уж и до пункта назначения - посёлка Лев Толстой. Этот пристанционный посёлок известен всему миру под прежним названием Астапово (переименован в 1918 году). Здесь прошли последние семь дней жизни великого писателя, бывшего в то время властителем дум сотен тысяч людей. Здесь писатель сделал последнюю запись в своем дневнике: «03.11.1910. Вот и план мой. Делай, что должно, и пусть будет, что будет…». Эти слова стали как бы напутствием нам, его потомкам.
К 100-летию со дня смерти Толстого (7 ноября 1910 г.) вокзал и окружающий его железнодорожный квартал были реставрированы и реконструированы.
7vkd2l-2xe.jpg
Был разбит сквер с памятником писателю.
7vkd2n-kja.jpg
Дом начальника станции Ивана Ивановича Озолина, давшего приют бежавшему из Ясной Поляны графу, - сохранился.
7vkd76-hdh.jpg
Как и вся обстановка мемориальной комнаты, которая во время войны была эвакуирована (узловая станция подвергалась бомбардировке).
*****
Восстановлен весь вокзальный комплекс. Обратите внимание на две водонапорные башни: та, что побольше - ХХ века, поменьше - дореволюционной постройки.
7vkd2k-7y4.jpg 
Вода была непременным условием эксплуатации железных дорог на паровозной тяге. Один паровоз здесь остался и сейчас: он тянул экстренный поезд с гробом писателя.
7vkd2o-kau.jpg
Вокзал островного типа. Именно на этот, ближний к нам, путь и прибыл ростовский поезд № 12.
7vkd2o-kza.jpg
Сошедшие с поезда Толстой и его попутчики долго ждали его отправления, чтобы перейти через пути к домику начальника станции.
На перроне мы не встретили ни единого человека.
7vkd2p-968.jpg
Это не удивительно: с 2014 года пассажирское движение по ст. Лев Толстой, даже пригородное, полностью прекращено.
Несколько слов о музее Толстого. Он может классифицироваться как литературно-исторический. Его залы знакомят экскурсантов с биографией и творчеством писателя. Музей находится далеко в стороне от нахоженных туристских троп, и его работникам, безусловно, хочется с самой лучшей стороны показать его заезжим москвичам. Поэтому экскурсия затянулась, а погода тем временем испортилась. И мы покинули последнее пристанище графа Толстого в начинающихся сумерках и под накрапывающим дождём. Дождь, к счастью, развития не получил. А сумерки - даже очень. Сгущающийся мрак не помешал увидеть, что город Лебедянь, через который мы проскочили, очень красив и изобилует архитектурными памятниками. Очень жалеем, что не смогли его осмотреть, а для наших возможных последователей включаем его в список мест, рекомендуемых для посещения. Равно как и Троекурово, которое мы проезжали уже в совершенной тьме.
От Лебедяни дорога круто поворачивает на юго-запад. Полагаясь на навигатор, мы успешно преодолели заключительный её отрезок в кромешной тьме и финишировали в Ельце. Советская, 49 - это и название гостиницы, и её адрес. На сегодня довольно. Ужин в гостиничном кафе (борщ, пельмени), небольшая вечерняя прогулка по городским улицам и отбой.

День 2 (2 октября, воскресенье). Экскурсионные прогулки по Ельцу

Поскольку осенью темнеет рано, следовало экономить время. В 9 часов утра мы уже были у музея Бунина
7vkdjf-zoi.jpg
и дожидались экскурсовода. Пришлось присоединиться к какой-то сборной группе, в которой не все, к сожалению, понимали, где и зачем они оказались. Ну да бог с ними. Музей создавался через десятки лет после жизни Бунина, и на какую-то подлинность экспонатов он, конечно, не претендует. Но свои задачи он выполняет: 1) формирует представление об условиях, в которых проходила жизнь Бунина-гимназиста; 2) позволяет посетителям узнать что-то для себя новое о жизненном и творческом пути великого писателя; 3) побуждает перечитать (или прочитать впервые) произведения Бунина и биографическую литературу о нём. С чувством удовлетворения покидаем музей и продолжаем прогулку по городу. Читатель может проследить наш маршрут по карте:
7vkfvy-zl9.jpg
Первая достопримечательность на нашем пути - "Приют и ясли Варвары Васильевны Заусайловой", построен в начале ХХ века в стиле модерн по проекту архитектора Вильфорта.
7vkdjg-bld.jpg
Сейчас в этом доме находится музей народных ремёсел и промыслов (мы не пошли). Идём дальше по улице Ленина, или Манежной. Эта улица, кстати, не является главным проспектом города вопреки своему названию. В центре Ельца из-за прямоугольной планировки, принудительно модулирующей историческую радиально-кольцевую, сложно вообще выделить главную улицу. На Советской улице два симпатичных скверика, украшенных памятниками: один имени И.А. Бунина,
7vkdjh-1vi.jpg
другой имени М.С. Соломенцева, партийного руководителя, которому в детстве я очень сочувствовал, потому что его фамилия в списке сидящих в президиумах всегда стояла на последнем месте.
7vkdnr-5ut.jpg
На этой же площади (Хлебной) стоит бывшая водонапорная башня с часами - "Елецкие куранты".
7vkh2p-7ly.jpg
Когда мы подошли к ним, часы показывали правильное время, ну, может, туда-сюда две минуты. Но вскоре выяснилось, что это время они показывают всегда. Поэтому в плане сверки часов полагаться на них не стоит.
Далее по улице Советской (Успенской) мы увидели "Великокняжескую церковь" - храм Михаила Тверского и Александра Невского, заложенный в 1909 г. в память посещения города великим князем Михаилом Александровичем, братом императора. На главном куполе церкви установлен хрустальный крест.
7vkdpd-5lt.jpg
Архитектурный комплекс включает также Дом призрения,
7vkdji-7lw.jpg
возле которого можно видеть бюст Александра Николаевича Заусайлова,
7vkdqs-653.jpg
богатого купца, "табачного короля", много сделавшего для благоустройства города Ельца.
На площади Мира, или Торговой, взору путешествующих открывается памятник художнику Жукову Николаю Николаевичу, москвичу и уроженцу Москвы, но проведшему в Ельце детские годы.
7vkdji-bv8.jpg
Памятник (скульптор А. Таратынов) изображает художника, рисующего с натуры свою дочь Арину. Мальчик, наблюдающий за этим с футбольным мячом и школьным дневником за спиной, - сын друга художника Сергея Владимировича Михалкова по имени Никита.
Сюда же добавим, что художник Жуков - автор дизайна пачки папирос "Казбек" и октябрятской звёздочки, а также иллюстратор Нюрнбергского процесса и книги Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Её автор тоже освещал процесс над нацистскими главарями.
А мы идём дальше. И нашему взору открывается вид на главный собор Ельца и, до недавнего времени, всего Черноземья (длина 84 м, ширина 34 м, высота с крестом 74 м).
7vkhx1-aux.jpg
Вознесенский собор строился по проекту архитектора К.А. Тона (его русско-византийский стиль сразу узнаваем) в течение 44 лет и освящен в 1889 году, таким образом, Константин Андреевич завершения строительства не дождался.
За собором начинается крутой спуск к реке Ельчик, а на нём - очень красивый и поэтичный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (1761)
7vkdjq-qfn.jpg
После обеда осмотр достопримечательностей Ельца был продолжен моторизованным методом (спасибо, Вова!). Едем в Знаменский монастырь на Каменной горе, где, как полагают, и стоял город Елец до разрушения Тамерланом. Гора и в самом деле каменная, а под ней - святой источник.
7vkdjv-ayu.jpg
С горы открывается красивый вид на город Елец. На территории женского монастыря находятся 2 храма. Двухэтажный храм в честь Знамения Божией Матери (1813, восстановлен и освящен в 2008 г.),
7vkdju-eso.jpg
и деревянный Никольский храм, сооруженный по проекту архитектора А.В. Новосельцева в 2006 г. на месте, где до пожара 1769 г. также стояла деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Храм спроектирован в традициях русской деревянной архитектуры, но не повторяет облик утраченного, т.к. сведений о нём не осталось.
От монастыря отправляемся на берег реки Быстрая Сосна, к площади Победы. Елец - город воинской славы. Располагаясь на южной границе Русского государства, он бессчётное количество раз подвергался нападениям степняков, в 1395 году был захвачен и разрушен Тамерланом: возможно, самоотверженность ельчан побудила Тамерлана отказаться от похода на Москву. В конце 1941 года на протяжении шести дней Елец был захвачен гитлеровцами, которые просто не успели нанести ему серьёзный ущерб. Однако бомбардировки Ельца продолжались до победы на Курской дуге. Множество горожан сражалось на фронте, в честь их подвига создан мемориал.
7vkij1-imk.jpg
В его состав входит обелиск "Мы из Ельца" с копией надписи на рейхстаге.
7vkdjw-1b5.jpg
В непосредственной близости от площади Победы находятся ещё некоторые достопримечательности. Во-первых, пивзавод - летом (увы, только летом!) можно отдать должное его продукции на оборудованной площадке, а затем и Каракумовский мост - первый высоководный, в смысле, не наплавной, мост через реку Быстрая Сосна.
7vkdjx-rlv.jpg
За мостом - сквер с памятником Пушкину.
7vkdjw-mur.jpg
Сам поэт в этих краях не бывал, но мог бы, вероятно, погостить у кого-то из своих родственников в имении - таковые на елецкой земле имелись.
Каракумовский мост - пешеходный, но долгое время служил как автомобильный. Да и называется он так потому, что и был сооружён под автопробег Москва - Каракумы - Москва 1933 года. Но нам пришлось вернуться по нему к машине пешком. Начинало смеркаться, а мы ещё хотель съездить на железнодорожный вокзал. Мои попутчики знают мою страсть, которая зовётся ферроэквинология, и (спасибо им!) помогают по мере сил.
На станции Елец в этот закатный час было совершенно пустынно. Пассажирские поезда активно ходят тут только летом, к морю и обратно.
7vkdjy-iun.jpg
А закончился этот насыщенный день уже в кромешной тьме в городском парке, где ельчане проводили воскресный вечер по-старинному - с танцами под оркесть и песнями под гармонь. А мы туда заехали взглянуть на памятник Бунину-гимназисту.
7vkiry-n7y.jpg
Гимназист в раздумьях: из гимназии его исключили, и ему предстоит возвращаться в родовую усадьбу Озерки. А нам - в гостиницу. Завтра снова в путь.

День 3 (3 октября, понедельник).

Сегодня последний день нашего путешествия. Но, перед тем как мы повернём к дому, нам надлежит ещё заехать в город Задонск.
Это маленький городок, находящийся там, где ему и положено быть, - на высоком берегу Дона, противоположном Ельцу. Но красивый вид - не главное, что привлекает сюда путешественников. Никто из них и слыхом не слыхмвал бы про Задонск, если бы местный монастырь не избрал для окончания своего жизненного пути святитель Тихон (Тимофей Савельевич Кириллов, впоследствии Соколовский, 1724 - 1783, епископ, видный духовный публицист). Тихон Задонский - один из самых любимых в народе святых, ещё при жизни наделённый даром прозорливости (предсказывал события будущего, угадывал мысли собеседника). Огромную популярность Тихону составили его проповеди и духовные наставления. Будучи видным иерархом, Тихон вёл исключительно скромный образ жизни, отдавая всю свою пенсию на благотворительность. Русская православная церковь канонизировала его в 1861 году. Тихон Задонский - один из немногих святых исторической эпохи, то есть не легендарный и не летописный, а вполне реальный человек, и чудеса, происходившие на его мощах, зафиксированы достоверно. Считается, что молитва святителю Тихону помогает при душевных недугах, в т.ч. алкоголизме и депрессии.
Приток верующих в Богородицкий монастырь, где закончил свои дни Тихон и где покоятся его мощи, обусловил бурное развитие и самого монастыря, и города Задонска. В нём и окрестностях возникло ещё несколько обителей, большинство из которых продолжает выполнять свою миссию и в наши дни. Сам же Рождество-Богородицкий монастырь является одним из крупнейших и красивейших монастырей Центральной России. Туда нам и путь.
Покидаем Елец по Аргамаченской улице (заправка на выезде) и выезжаем на М-4. Погода по-прежнему бесподобна. С трассы съезжаем как раз перед началом очередного платного участка и довольно долго едем по параллельному узкому шоссе, которое нас и приводит в конечном итоге прямо к монастырю. Чтобы найти парковку в выходной день, на светофоре перед монастырём рекомендуем повернуть направо. Войти же в монастырь можно и прямо с главной улицы (Коммуны), где тоже не возбраняется поставить машину.
Главная монастырская площадь обширна, а в центре её - новенький памятник святителю Тихону.
7vkdw4-d0p.jpg
Справа не уместился в кадре, что не удивительно, громадный Владимирский собор. Его размеры и русско-византийский стиль не оставляют сомнений в авторстве архитектурного проекта. Разумеется, тайный советник Тон, Константин Андреевич. Обратим внимание, что от принятия проекта на реализацию до освящения храма прошло всего 9 лет (сравните с Ельцом! Ведь умеем же, если захотим!).
7vkdw8-zyr.jpg
В этом соборе и почивают мощи Тихона Задонского, к которым по случаю понедельника приблизиться никто вам не помешает.
Пребывание наше в Богородицком монастыре было непродолжительным. Из монастыря спустились мы в долину почти пересохшей речки Тешевки, где находится святой источник, а при нём храм во имя иконы "Живоносный Источник" и купальня.
7vkdw9-ezl.jpg
Купаться, конечно, никто не стал, а святой воды набрали.
За Тешевкой находится Мещанская (торговая) часть города. Её архитектурной доминантой является Успенский собор (1800, классицизм)
7vkdw8-iub.jpg
Примыкающая к нему одноэтажная пристройка на переднем плане - странноприимный дом, т.е. гостиница для паломников.
Торговая часть Задонска здесь облагорожена и выглядит очень привлекательно, по случаю понедельничного утра почти безлюдна (на что и рассчитывали). Очнь настойчиво приглашает зайти музей прессы. Мы не пошли, отчасти из-за нехватки времени, а вернее - потому, что в России музеи по понедельникам не работают. Но уличное оформление музея стоит того, чтобы на него взглянуть.
7vkdw6-moc.jpg    7vkdwa-97l.jpg
Особенно этот злодей-папарацци над входом.
7vkdyu-b1y.jpg
С Мещанской стороны мы проехали три километра на север до Тюнино. По дороге купили хлеба - местного и липецкого. Задонский "чёрный", на самом деле серый, как везде на юге, за две недели не утратил вкусовых качеств. В пригородной деревне Тюнино находится Богородице-Тихоновский женский монастырь.
7vkdwb-gbj.jpg
Он был основан в начале ХIХ века, но место для него, по преданию, выбрал сам святитель Тихон. Он часто приходил к лесному роднику неподалёку от берега Дона. "Здесь место святое и весьма приятное; как я приеду сюда, ощущаю живость. Это место утешает дух мой радостью, точно рай земной»(из книги «Жизнь Св. Тихона I, Епископа Воронежского и Елецкого», 1862 г.). Существует легенда, что святитель своими руками трудился над очищением и приведением в порядок этого родника.
Источник находится неподалёку от входа в монастырь. Обитель при советской власти была осквернена и разрушена в прах, и то, что удалось здесь восстановить - настоящий подвиг. Монастырь, как видно на фотографии, будет восстанавливаться ещё долго. Но благостное чувство в нём присутствует.
Нам бы по плану надо было бы проехать ещё семь километров до другого Тихоновского женского монастыря - Преображенского. Но 500 км пути с неизбежной пробкой на МКАДе плюс желание прибыть домой засветло портили настроение. А осматривать православные святыни наспех и в суете - это, вообще говоря, грех. Если приведётся съездить всё-таки в Дивногорье, обязательно завернём в лесную обитель к роднику, ископанному Тихоном. Но а пока мы возвратились в Задонск и, повинуясь навигатору, какими-то кривыми тропками выбрались на объездную Задонска, которая к тому же оказалась платным участком трассы М-4. Напоследок - ретроспективный взгляд на город Задонск из окна автомобиля.
7vkdwc-iym.jpg
Обратный путь по магистрали "Дон" особых комментариев не требует. Трасса хороша, особенно по понедельникам и в октябре, когда с юга уже не едут.
7vkdwc-qjf.jpg
...Надо ли говорить, что в пробку на МКАДе мы всё-таки попали. Но не там, где ожидали (Каширка - Варшавка). Она началась от пересечения с Минским шоссе и не отпускала до самого дома. Но приехали мы всё-таки до наступления темноты.

Резюме

Опыт старого автопутешественника говорит, что самые удачные путешествия получаются экспромтом. Честно признаюсь, что перед отъездом достопримечательности не прорабатывал и только лишь занёс координаты в навигатор. И к лучшему. От поездки мы получили большое удовольствие. Дочитавшие этот отчёт до конца, я думаю, с нами согласятся.
Несколько слов по организации рейда. Последовательность осмотра обусловлена тем, что в нашем богоспасаемом отечестве музеи по понедельникам не работают, а храмы и монастыри, напротив, открыты и не перегружены молящимися. Единственное, что я рекомендовал бы нашим последователям, - переехать из Ельца в Задонск, где тоже есть гостиницы, ещё с вечера. Тем самым можно было бы выиграть два-три утренних часа, которых нам и не хватило. Если же совершить эту поездку весной или летом, когда длинный световой день, то можно заглянуть в Лебедянь и Епифань.
А в остальном - всё отлично.
Ещё раз спасибо дочитавшим этот текст до конца, и - удачи на дорогах!






Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru