Откуда: Москва Когда: 08/2009

По маршруту: Рождествено, Ивангород, Нарва, Пюхтица, Таллинн, Курессааре, Хельсинки, Турку, Наантали, Нарва, Ивангород, Извара

Эта была наша первая зарубежная поездка на автомобиле и, прежде всего, стало понятно, что мы открыли новый, более дешевый, практичный и интересный путь в Европу.
Мы выехали 01 августа и весь день провели по пути к границе. Мы заночевали в Ленинградской области в селе Рождествено (именно в нем расположена музей-усадьба Владимира Набокова) в мотеле «У Аркадьича» (недорого, на первом этаже недорогой и вкусный ресторан, платная стоянка) и утром 02 августа пересекли границу. Переход занял около часа. В принципе, если документы в порядке, то проблем нет. С эстонской стороны нас ждала Нарва. В городе мы без труда припарковались (Петровская площадь Нарвы возле КПП – это одна большая парковка для жителей, которые каждый день ходят на работу в российский Ивангород) и пошли смотреть замок. Замок полностью восстановили после войны, с него открывается красивый вид на российскую крепость Ивангород. Кроме замка в городе смотреть нечего. К сожалению, в 1944 году весь старый город был сметен огнем советской артиллерии и после войны застраивался пятиэтажками.
Из Нарвы мы выехали в Таллин и по дороге завернули в Пюхтицкий монастырь. Монастырь православный, никогда не закрывался, очень красивый. Осмотр его произвел на нас сильное впечатление даже, несмотря на начавшийся дождь.
В тот же вечер мы были в Таллине и разместились в гостинице. Гостиница наша (PIRITA SPA HOTEL) располагалась на окраине, в олимпийском центре парусного спорта. В стоимость входил завтрак, бассейн и сауна. Парковка для нас также была бесплатной (что немаловажно для Европы ).
Нам повезло с погодой. Каждый день мы обычно полдня проводили на пляже, а полдня гуляли по городу, смотрели музеи или ходили по магазинам.
В один из дней мы поехали на Моонзундские острова к моим знакомым в город Курессааре. Весь путь занял около 4 часов в один конец (250 км + паром), но мы остались очень довольны. Я знакомых повидал, мы все вместе посмотрели там очень красивый замок с интересным музеем. В замке постарались обыграть пару местных легенд, что очень понравилось детям. Сам город тоже небольшой и милый, с сохранившимся старым центром.
В другой день мы поехали в Хельсинки. Туда и обратно можно съездить на один день на пароме или быстроходном катере. Катер стоит 76 евро туда и обратно на всю семью (причем на 20 евро дают талончики на еду и напитки). Через 2 часа пути мы были в столице Финляндии. Центр Хельсинки очень компактный, осмотреть можно за один день. Мы посетили Александровскую площадь с лютеранским собором и памятником Александру II, исторический музей Финляндии, т.н. «церковь в скале», Успенский собор РПЦ. После достопримечательностей посетили местный магазины и много чего накупили. Покупки в Хельсинки делать очень удобно: весь центр города – один большой универмаг. Кроме того, там выгодно оформлять TAX FREE – достаточно сделать покупку всего на 40 Евро (в Эстонии с этим хуже – надо купить на 130 Евро).
Во вторую нашу поездку в Финляндию мы поехали на машине на большом пароме. Надо сказать, что цена от этого не сильно увеличилась – там действуют специальные тарифы, если едут 4 человека + машина. Мы выехали из Хельсинки по скоростному шоссе в бывшую столицу и самый старый город Финляндии – Турку (Або по-шведски). Там посмотрели собор, замок (правда только снаружи из-за нехватки времени), прошлись по центру (из-за пожара середины XIX века он весь застраивался российскими архитекторами и некоторые кварталы напоминают уголки старой Москвы). После поехали в город Мумми-Троллей – Наантоли. Купили там детям сувениры. Обратно на пароме насмотрелись на пьющих финнов. Такое впечатление, что они специально для этого ездят туда-обратно. Обстановка очень веселая. Все пьют коктейль за коктейлем, смешивая с пивом, танцуют, поют караоке и закупают в магазине водку и пиво упаковками.
Что касается пребывания в Таллинне, то поскольку погода была хорошей, то мы полдня (утро или вечер) были на пляже в Пирита, а на полдня выезжали в город. В центре Таллинна мы посмотрели Морской музей, расположенный рядом с ним Музей мин, в котором старый моряк с легким эстонским акцентом провел нам очень интересную экскурсию, поднялись на смотровую площадку церкви Олевисте, посетили городской музей в здании Большой гильдии, здание Ратуши, здание средневековой аптеки на ратушной площади, музей в церкви Нигулисте, Домский собор. Прогулки по центру старого Таллинна всегда доставляют большое удовольствие. Все парковки в центре Таллинна и рядом с ним платные. Мы обычно парковались рядом с Линнахоллом. Там бесплатно, до морского музея 5-10 минут пешком.
Интересно также посмотреть музей кораблей, расположенный на территории бывшего военного порта. Там стоят старый ледокол, подводная лодка «Лембит» и первые корабли флота независимой Эстонии. Поначалу эти списанные советским, норвежским и прочими флотами катера вызвали смех, однако посещение военного катера НАТО очень понравилось. На корабле просторные кубрики для команды, есть даже сауна. Интересно, а так ли у нас? На видном месте лежит книга отзывов с восторженным отзывом курсантов-нахимовцев.
На западной окраине города очень интересно посетить Музей деревянного зодчества и Зоопарк. На посещение каждого нужно планировать по 3-4 часа. Рядом с каждым есть парковка. Интересно, что на территории и там и там есть площадки для пикника. Т.е. там столики, мангалы, водопровод, туалеты и проч. Погулял немного и можно после пикничек организовать. В Зоопарке советуем запастись монетами по 1 кроне. По всей территории есть специальные автоматы, которые за 1 крону продадут Вам нужный корм для животных и их можно будет покормить. Обязательно посетите площадку молодняка, где с молодыми кроликами, козлятами можно играть, кормить их с рук.
Другой комплекс достопримечательностей находится в восточной части Таллинна в районе парка Кадриорг. Здесь мы посетили дворец Кадриорг, дом-музей Петра I, музей КУМУ, ещё один музей с частной коллекцией, памятник броненосцу «Русалка». Сам парк очень красив. Парковок довольно много. Если посещать все музеи одновременно, то уйдет целый день. Парковки есть в нескольких местах.
Под вечер в последний дверь мы двинулись к границе. Тут нас ждал неприятный сюрприз. На границе в Нарве нам измотали все нервы бывшие российские десантники, «приватизировавшие кусок границы». Кроме того начался сильнейший ливень. Подъехали мы, отстояли очередь и перед шлагбаумом нам говорят, что надо иметь талончик, и мы влезли без очереди. Ладно, поехали на другой конец города и взяли талончик, вновь отстояли очередь и нам вновь сказали, что очередь не наша и мы должны ждать до 20 часов на какой-то стоянке. В общем, я долго беседовал с мужиками и в итоге договорился за 20 Евро, причем их пришлось ехать оплачивать туда же, на другой конец города в кассу и в третий раз стоять очередь. Короче в Ивангороде мы оказались лишь в 02 часа ночи. На наше счастье в гостинице ещё не спали и у них нашлось для нас две комнаты (3-х или 4-х местных номеров там нет). Поспать толком не удалось – так сильно грохотал гром и дождь стучал по подоконникам. Утром встали, посмотрели крепость в Ивангороде (после Нарвы и по сравнению с Нарвой, замок которой виднелся за рекой, производит убогое впечатление). Посмотреть все равно стоит, чтобы понять контраст.
По дороге домой посмотрели музей-усадьбу Рериха в Изваре. На один раз заехать стоит, но специально я бы ехать не советовал. В парке нам сразу попалась гадюка. Дом явно требует ремонта. Мы покинули Извару около 13 часов и вплоть до глубокой ночи ехали домой в Москву.
Обращаю внимание на особенности вождения по Эстонии. Там для водителей не существует знака «Уступи дорогу» или «STOP». Ну т.е. местным водителям на них просто плевать. Неcколько раз попадали в аварийные ситуации из-за этого. За скорость серьезные штрафы при превышении номинала на 20 км. Меньше обычно не трогают. Камер в Эстонии мало (мы встретили не более 10). Полицейские с «пушками» попались раз 5.
В Финляндии все круче. Камеры висят на каждом шагу, на каждом светофоре, каждом перекрестке. В городе очень часто ограничение 40. Большие штрафы за неправильную парковку, причем даже на бесплатной парковке могут оштрафовать, если не положить специальные часики под лобовое стекло.